"Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни —
потратить жизнь на дело, которое переживет нас". Уильям Джеймс.

 
















  • Искусство | Поэзия

    Иванов Александр Александрович



    Поэт




    Александр Иванов родился 9 декабря 1936 года в Москве.

    До тридцати лет Александр Иванов был учителем геометрии. Тогда же он начал писать для «Литературной газеты» пародии на стихи из поэтических сборников, публиковавшихся в СССР. Вся его небольшая комната в коммунальной квартире была завалена стихотворной «макулатурой», как тогда называли регулярные поэтические сборники, выходившие под маркой Союза писателей.



    В поисках материала для пародий он скупал продукты творчества всех республиканских поэтов. Особым вниманием пользовались у Иванова так называемые поэты-деревенщики, ругавшие в своих стихах городских стиляг, поклоняющихся джазу и иностранной одежде, и при этом призывавшие читателей то слушать гармошку или любоваться коровами и гусями, то жить в простой деревенской избе и пить парное молоко. При этом сами эти поэты зачастую в деревнях никогда не бывали и путались в малознакомых сельских понятиях. На стихи одного из таких поэтов Александра Говорова Александром Ивановым была написана пародия:

    Я лемех ценю
    У музейного плуга.
    Я промах ценю
    У хорошего друга.

    Я, честное слово,
    Люблю свою хату,
    Люблю я быка
    И корову брюхату.

    * * *

    Ай, кажется, вышли
    плохие стихи.
    Ой, мне разрешается,
    Я - от сохи.


    Так, например, член Союза писателей, поэт и филолог Валентин Сидоров, перу которого принадлежали стихи: «Косматый облак надо мной кочует, И ввысь уходят светлые стволы...», - удостоился пародии Иванова, которая начиналась так: «В худой котомк поклав ржаное хлебо, я ухожу туда, где птичья звон. И вижу над собою синий небо, косматый облак и высокий крон...». Заканчивалась пародия строкой: «Велик могучим русский языка!».





    При этом пародии на любимых поэтов Александр Иванов писал так, будто сочинял музыку к их стихам, - он как бы объяснял читателю достоинства своих кумиров, их новизну, прелесть и необычность. Такие поэты, как Белла Ахмадулина, Булат Окуджава и Давид Самойлов часто выступали на поэтических вечерах вместе с ним, улыбаясь или даже любуясь пародиями на себя. Вот как Иванов пародировал Вознесенского:

    Чихая нейлоновыми стрекозами,
    собаки планируют касторкой на вельвет,
    таракашки-букашки кашляют глюкозой.
    Бред? Бред.


    Объектами пародий Иванова в то время становились многие известные поэты, среди которых были Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Николай Доризо и Римма Казакова. На Иванова поначалу поступали жалобы, многие из его коллег, ставшими объектами пародий Иванова, не подавали ему руки. Все изменилось лишь после успеха передачи «Вокруг смеха», когда поэты сами, в целях саморекламы, стали преподносить ему свои сборники с просьбой написать «какую-нибудь пародийку». И даже сами отмечали в тексте, что, на их взгляд, лучше обсмеять. Александр Иванов рассказывал о своей профессии: «Сотни тысяч людей сейчас пишут стихи, легко овладевая элементарными навыками создания всевозможных ямбов, хореев и даже верлибров. В самом этом явлении нет беды, оно даже признак возросшей культуры населения. Беда в том, что графомана тянет к славе, к признанию, и он осаждает издательства. В редакции одного московского журнала мне сказали, что они получают ежемесячно 150 - 200 килограммов стихов. Это была не шутка, а констатация факта, стихи пересчитывались на вес, ибо таково было их качество. А между тем часть их, и не малая, просочилась в печать. Редакторская плотина не устояла перед бурным валом. Критика постоянно сетует на эти прорехи в плотине, но одних сетований бывает недостаточно. И тут на помощь приходит смех, разоблачающий литературную несостоятельность. Я слишком люблю литературу, чтобы мириться в ней с серостью, бескультурьем, со всем, что обедняет и усредняет нашу поэзию. В пародии я не только борюсь. У меня есть и друзья в поэзии, которых мне хочется поддержать своими пародиями. Я считаю, что по стихам поэта должно быть ясно, что он безусловно любит, а что безусловно ненавидит. Тогда и к нему самому можно испытывать сильные чувства. И еще - поэт должен иметь право на свои слова, на свои восклицания, декларации, призывы, а право это можно заслужить только жизнью, соответствующей творчеству. Такой жизнью, убежден, живет Булат Окуджава, почти не отличимый от своего лирического героя, органически не принимающего подлость и ложь. Таким представляется мне Давид Самойлов, чьи стихи содержат неизъяснимую тайну прекрасного при кажущейся легкости их и простоте. Такую жизнь прожил Владимир Высоцкий, он воспел в нашем поколении и героическое, и драматическое, и смешное».



    В 1968 году была опубликована первая книжка пародий Иванова «Любовь и горчица», затем выходили сборники «Смеясь и плача», «Не своим голосом», «Откуда что...». Спустя два года он был принят в Союз писателей и сыграл несколько небольших ролей в кино.

    По складу характера Иванов был одиночкой. Его родители умерли рано, друзей вне писательского цеха у него не было, до первой женитьбы, случившейся, когда поэту было глубоко за тридцать, никто из знакомых не мог вспомнить ни одной романтической истории с его участием. Сам Иванов на личные темы старался не распространяться. Но в отличие от Александра Иванова его первая жена охотно рассказывала историю своего знакомства с литератором. Случилось это в Крыму, куда Иванов поехал в отпуск. На пляже он познакомился с привлекательной женщиной и сразу сделал ей предложение: «Хотите я увезу вас в Москву и введу в высший свет?..» Дама была родом из крымской провинции, и сразу согласилась. С курорта Александр Иванов вернулся с семьей — с женой и ее сыном-тинейджером. Крымчанка быстро завела себе в столице поклонников и любовников, из которых в итоге выбрала самого «перспективного» - обеспеченного югослава. Иванов узнал о похождениях супруги последним, устроил скандал и выгнал жену из дома. Сам он очень переживал это событие в своей жизни, а спустя несколько лет признавался, что тоскует по мальчику. Собственных детей у него не было.



    Вскоре после развода Иванов уехал выступать в Ленинград, где познакомился с балериной Мариинского театра Ольгой Заботкиной, которая, в том числе, снималась в кино, в частности, в роли Кати в первой экранизации «Двух капитанов». Свои отношения с Ольгой Александр Иванов выяснил в течение нескольких дней, вернулся в Москву, собрал вещи и переселился в Ленинград. В культурном обществе обеих столиц тогда долго обсуждался этот роман.



    В 1982 году Александру Иванову пришло приглашение в Москву на пробы для телевидения. Концепцию программы «Вокруг смеха» придумал заместитель редактора литературно-драматического вещания ТВ Валериан Каландадзе. Кандидатур на роль ведущего было много. Сначала был утвержден Андрей Миронов, но он уже был звездой, не располагал свободным временем и не смог приехать на запись программы. Пригласить Александра Иванова в качестве ведущего новой юмористической программы Каландадзе подсказала его жена Галина.





    Первоначально Александр Иванов был назначен исполняющим обязанности ведущего и был заявлен в список лишь как участник дебютной передачи. Первый выпуск передачи «Вокруг смеха» зрители приняли «на ура», в ней приняли участие Леонид Утесов, Рина Зеленая, Михаил Жванецкий и Владимир Андреев. Сам ведущий первой передачи тоже пришелся по душе телезрителям и после первого же выпуска Александр Иванов был назначен на должность постоянного ведущего программы «Вокруг смеха». Передача от выпуска к выпуску становилась все популярнее.





    Когда Иванов стал телеведущим, Ольге Заботкиной пришлось оставить сцену, переехать в Москву и стать секретарем мужа. Она следила за его имиджем, советовала менять прически, выбирала костюмы, редактировала тексты. Ольга не пропустила ни одной записи передача «Вокруг смеха» и всегда присутствовала на всех застольях, дружеских посиделках, днях рождения и прочих празднествах. Это было необходимо, так как в отсутствие жены Александр Иванов мог сильно злоупотреблять алкоголем. «Еще вчера Саша был в прекрасном настроении, комильфо, полон планов, мы с ним договорились встретиться в 12.00 у Дома литераторов... - вспоминал о внезапных алкогольных «провалах» пародиста знакомый Иванова по Союзу писателей. - Саша не приходит. Телефон не отвечает, дверь не открывается. Это значит, что Саша пьет. Как минимум неделю можно не беспокоиться. Потом он неожиданно появлялся — опять в прекрасном настроении, отлично выглядя, в отутюженном костюме... Извиняется и назначает встречи заново. Единственное, что никогда не срывалось «по слабости», - запись программы «Вокруг смеха».






    С помощью передачи «Вокруг смеха» зрители еще лучше узнали произведения Михаила Жванецкого, в записи выпусков «Вокруг смеха» принимали участие Роман Карцев и Виктор Ильченко, а также Григорий Горин. В телевизионном эфире появились Михаил Задорнов, Клара Новикова и Надежа Бабкина. «Присылал свои кассеты Александр Новиков, — вспоминала Галина Баскова-Каландадзе (родная тетя Николая Баскова). — Но «блатняку» путь на экран был заказан». Евгений Петросян также присылал кассеты, но ничего из того, что тогда делал Петросян, для передачи «Вокруг смеха» не подходило. Даже Ян Арлазоров появился тогда на телевидении лишь раз, так как редакторы сочли, что его выступление рассчитано на слишком низкий интеллектуальный уровень. Творчество Ефима Шифрина тогдашним телевизионным руководством было охарактеризовано, как «Райкин для бедных», и по мнению редакторов до уровня программы «Вокруг смеха» не дотягивало. Поэтому подходящих артистов приглашали на программу подчас из самых неожиданных мест. Надежду Бабкину — из собора, где она пела а капелла. Александра Розенбаума — после того, как на кассетах появились его песни «Вальс-бостон» и «Ленинградские дворы». Для Розенбаума появление в эфире центрального телевидения было настоящим прорывом, так как считалось, что он поет только «блатняк», а такое клеймо тогда было почти несмываемым. Была и еще одна проблема - тот же Розенбаум дважды вырезался из смонтированной программы из-за еврейской фамилии.

    Одним из найденных талантов благодаря программе «Вокруг смеха» стал Михаил Евдокимов, приехавший в Москву из Сибири. Благодаря передаче «Вокруг смеха» стали популярны многие молодые актеры. Так, например, номер Леонида Ярмольника «Цыпленок табака» стал знаменитым после показа именно в этой программе.

    О Михаиле Задорнове наводились справки у его отца - писателя Николая Задорнова. «Ладно вам, - усомнился папа. - Миша, конечно, что-то пишет, но вряд ли вам это подойдет». Однако Задорнова все равно разыскали в Доме культуры МАИ, где он вел художественную самодеятельность, и пригласили на новогодние посиделки к Каландадзе, чей дом был культурным клубом «для своих». Галина Каландадзе вспоминала, что, увидев корифеев жанра, Задорнов поначалу растерялся, и ничего своего читать не отважился. «Он пришел через несколько дней — и тут уж насмешил нас до слез. «Второй девятый вагон» стал его визитной карточкой», - говорила Каландадзе. Александра Филиппенко впервые показали в передаче «Вокруг смеха» с монологом из пьесы «Взрослая дочь молодого человека». После эфира председателю Гостелерадио Сергею Лапину легло на стол письмо из ЦК. Оказалось, что Филиппенко женат на дочери крупного партийного функционера, и его отношения с супругой складываются не так, как желал бы влиятельный свекор. Взамен партийный босс старательно перекрывал актеру кислород. Он добился, чтобы в театре Филиппенко не давали ролей, и вдруг увидел, что Филиппенко показывают по телевизору. Так программа «Вокруг смеха» прорвала еще одну плотину. Однако, в 1991 году передача «Вокруг смеха» была закрыта, когда, по мнению телевизионного руководства, ресурс программы был исчерпан. «Мы не хотели повторять историю «Кабачка «13 стульев», когда он уж оскомину набил, все исписались, гнали ерунду...», - поясняла Галина Каландадзе.





    В 1990 году Александр Иванов предполагал, что программу могут вот-вот закрыть, и написал открытое письмо председателю Гостелерадио СССР М.Ненашеву, которое было опубликовано в московском журнале «Столица». В нем Иванов говорил, что появление новых программ «Взгляд», «До и после полуночи» несколько охладило интерес зрителей к профессиональным юмористам и сатирикам. «Но, на мой взгляд, резервы у передачи есть. Просто надо искать, экспериментировать», - писал Иванов. Однако, несмотря на все его усилия, программа была закрыта. Для Александра Иванова закрытие программы стало настоящим ударом. На ТВ его больше не звали, книги стали расходиться хуже, гастроли практически прекратились. Иванову даже приходилось лично продавать свои сборники на книжной ярмарке у спортивного комплекса «Олимпийский».



    Привыкший к популярности, Александр Иванов с трудом переносил забвение. И тогда им был создан «УЮТ» - Универсальный Юмористический Театр Александра Иванова». Иванов нашел для себя новую публичную нишу — политику. Например, на Владимира Жириновского он написал такую эпиграмму:

    Посмотрите скорей,
    Дело-то хреновое:
    И фашист, и еврей —
    Это что-то новое…


    На Светлану Горячеву:

    Прямо хоть не заикайся,
    Говорю себе: окстись!..
    Прав народ: дала — не кайся,
    А легла — так не вертись.


    Благодаря политическим памфлетам Иванов постепенно поправил свое материальное положение. У него появилась вилла на испанском побережье, он дружил с семьей Ельцина, общался с приближенными к «семье» бизнесменами и политиками, но, к сожалению, позволял себе злоупотребление алкоголем. В июне 1996 года он приехал со своей испанской дачи, чтобы выступить на митинге, посвященном новому демократическому празднику. Его жена Ольга осталась в Испании, и поэт сорвался, а 13 июня 1996 года скоропостижно скончался. Смерть наступила после обширного инфаркта, спровоцированного алкогольной интоксикацией.

    Александр Иванов был похоронен на Введенском кладбище в Москве.



    Об Александре Иванове была снята телевизионная передача из цикла «Звёзды эфира».





    Ольга Заботкина пережила мужа на несколько лет. У нее нашли рак — последние несколько лет она очень болела, практически не выходила на улицу, никого не приглашала к себе. «Я не хочу, чтобы вы меня такой видели», — отвечала друзьям по телефону.

    Текст подготовил Андрей Гончаров

    Использованные материалы:

    Материалы сайта www.peoples.ru
    Материалы сайта www.benjamin.ru
    Материалы сайта www.federalpost.ru




    9 декабря 1936 года – 13 июня 1996 года

    Похожие статьи и материалы:

    Иванов Александр (Документальные фильмы)
    Иванов Александр (Цикл передач «Как уходили кумиры»)
    Иванов Борис (Цикл передач «Чтобы помнили»)
    Иванов Борис Владимирович (Актёры)
    Иванов Вячеслав (Цикл передач «Острова»)
    Иванов Георгий Владимирович (Поэзия)
    Иванов Порфирий (Документальные фильмы)
    Иванов Сергей Петрович (Актёры)




    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!


    Иванов Александр Александрович (Поэзия)
    И откуда вы берёте информацию??? К вашему сведению, Галина Баскова-Каландадзе никак не может быть родной тётей Николая хотя бы потому, что Баскова она по первому мужу. А когда создавалась передача "Вокруг смеха", она была лишь одной из многочисленных "знакомых" Валериана Сергеевича. Да и в её советах он не нуждался ни тогда, ни потом.

    Марина Тарасова [2016-08-27 19:27:25]



    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.